Намедни мне довелось приобщиться к фестивалю инноваций корпорации Samsung Electronics, прокатившемуся по крупнейшим российским городам, включая Петербург. В ходе этого мероприятия южнокорейский гигант, в последние годы уверенно доминирующий на мировом рынке мобильных гаджетов, презентовал обновленные линейки продукции, в том числе — флагманский Samsung Galaxy S3. Этот смартфон призван опрокинуть конкурентов навзничь благодаря бесчисленному количеству нововведений.
На первый взгляд в нем есть все, на что способна современная инженерно-технологическая мысль, включая мощный четырехъядерный процессор, ГЛОНАСС и всевозможные датчики, при помощи которых аппарат способен следить за своим хозяином и интеллектуально реагировать на его поведение. Но я не без удивления обнаружил, что в этом чудо-устройстве отсутствует поддержка LTE. И это несмотря на то, что весной в России с помпой заработали первые LTE-сети.
По словам менеджеров российского филиала Samsung, вопрос о том, что должно появиться раньше для успешного развития технологии на локальном рынке – достаточно внушительная база ее пользователей или широкий выбор инструментов, с помощью которых этой технологией можно воспользоваться, сродни философской дилемме о курице и яйце, и каждая компания решает ее по-своему.
Южнокорейский вендор осознанно не спешит заваливать местный рынок гаджетами с поддержкой LTE. Главной сдерживающей причиной якобы является неразбериха с частотами в стране, без урегулирования которой Samsung не может приступать к массовому производству LTE-смартфонов, дабы не промахнуться с выбором поддерживаемого ими частотного диапазона.
Но есть и другая причина: любому производителю выгоднее продавать то, что производит он сам, и всячески принуждать рынок к потреблению именно этой продукции. Например, Samsung уже не первый год пытается подсадить потребителей гаджетов на Super AMOLED дисплеи, которые действительно чудо как хороши, но имеют неплохую альтернативу в лице технологии IPS. Аналогичным образом обстоят дела и с процессорами: южнокорейский гигант во всех флагманских смартфонах делает ставку на выпускаемые им чипы Exynos, а не на продукцию конкурентов, невзирая на ее достоинства. Вот и Galaxy S3 получил при рождении аж четырехядерный Exynos 4412, работающий на частоте 1400 МГц, и корейских инженеров ничуть не смутило то, что потенциал этого чипа пока избыточен как для новейшей платформы Android, так и для работающих под ней приложений. А так же то, что этот процессор не имеет встроенной поддержки LTE.
Конечно, Samsung мог бы сразу оснастить новейший Galaxy для российского рынка и поддержкой LTE, но тогда ему пришлось бы «кормить чужих дядей», то есть использовать чипсеты сторонних производителей – например, Qualcomm. А так компания может вначале реализовать на российском рынке партию Galaxy S3 без LTE, а позднее, когда прояснится ситуация с частотами и подоспеет собственный LTE-чипсет (совместимый с процессорами Exynos), дополнительно заработать и на модификации этого смартфона с LTE.
Неторопливость и расчетливость в вопросах поддержки LTE в гаджетах для России демонстрирует не только Samsung, но и его конкуренты. К примеру, весной, в ходе «Связь-Экспокомма-2012», компания Huawei Device анонсировала роадмэп смартфонов и планшетов для российского рынка чуть ли не на год вперед. При этом ее представители весьма туманно и уклончиво отвечали на вопросы о перспективах появления мобильных устройств Huawei со встроенным LTE.
Ну как тут не вспомнить поучительный опыт компании Yota, для WiMAX-сетей которой за все время их существования был выпущен всего лишь один специализированный смартфон HTC MAX 4G. И где теперь эти сети, и каковы их дальнейшие перспективы? Если российские операторы хотят, чтобы LTE стала по настоящему массовой технологией мобильного интернет-доступа в России, то им нужно озаботиться появлением широкого ассортимента совместимых абонентских устройств прямо сейчас, не раздумывая о курицах и яйцах.
Данила Шеповальников http://comnews.ru/