Говоря об НПП, рассказывают о разработках в России базового программного обеспечения, о развертывании соответствующей инфраструктуры, об интеграции усилий отечественных разработчиков свободного и проприетарного ПО (как, кстати, будет интегрироваться в проект проприетарное ПО, тоже остается неясным). Один из приоритетов организаторов — в том, что НПП должна возникнуть именно на базе разработок отечественных производителей. При этом далеко не последнюю роль в проекте играют крупные зарубежные компании — производители ПО.
Пока разработчики программы, участники Российской ассоциации свободного программного обеспечения (РАСПО), лучше объяснили, чем НПП не является. Это не новая операционная система, так как НПП будет изготавливаться на базе уже существующей ОС с открытым кодом (разработчики утверждают, что в основе будет лежать Linux) и это не только ОС, потому что ОС будет являться частью системы вместе со средой разработки, сборки и обновления ОС, СУБД и системой публичного доступа. Это снимает некоторые вопросы, но до сих пор неясно, как новая система будет функционировать.
В идеале любой проект должен выполнять две функции: помочь сэкономить и заработать. Например, в случае с национальной ОС, разработкой которой, как выяснилось, государство не занимается, было хотя бы понятно желание сэкономить на приобретении лицензий (впрочем, иногда этот вопрос решается проще — приобретением пиратских операционок) и заместить импорт отечественными разработками.
Экономить на НПП бюджетные средства явно не собираются. Проект охватывает всю страну: говорится о том, что новое ПО будут использовать как государственные структуры, так и бизнес, и даже частные пользователи. Затраты колоссальные, при этом ранее замминистра Минкомсвязи Илья Массух заявлял, что практики обязательного использования НПП в госорганах не будет и ее внедрение будет носить лишь рекомендательный характер.
Значит, государство хочет на проекте заработать, но насколько много и когда проект окупится, неясно. Минкомсвязи считает необходимым, чтобы основа НПП создавалась именно российскими разработчиками, то есть компаниями, в лицензионных соглашениях указывающими своей страной Россию. Это позволит российским инженерам получить деньги за обслуживание системы. Также позиция Минкомсвязи предполагает, чтобы репозиторий (хранилище, в котором содержатся и обрабатываются элементы программного обеспечения под Linux) находился в России и был государственной собственностью. В то же время управление репозиторием будет поручено коммерческой структуре, которая является оператором электронного правительства.
Компания «ПингВин Софтвер» выиграла конкурс на создание прототипа Национальной платформы и должна изготовить его в течение ближайших двух недель. Это событие должно пролить свет на то, что же конкретно государство хочет создать. Пока же все разговоры об НПП напоминают нейролингвистическое программирование (НЛП): говорят о том, как сделать жизнь лучше, но никак не приступят к практической реализации.
Национальное платформное программирование: 1 комментарий