Ряд технологических гигантов, прочно сидящих на олимпе лидеров прогресса информационных технологий, ещё несколько лет назад был бы немыслим без одного имени. Nokia. Нет, и сейчас это имя всё ещё на слуху и не стёрлось из памяти так быстро, как Siemens Mobile после продажи активов Benq, например. Но всё же до былого величия обновлённой финской компании ещё очень и очень далеко, и тем интереснее взглянуть на то, как же всё для финнов начиналось.
А начиналось всё довольно прозаично, хотя для своего времени и весьма технологично. В середине XIX века в местечке Нокиа в финской глуши не было практически ничего, кроме мелких пушных зверей семейства куньих, от местного названия вида которых и появилось само имя местечка, реки и поселения. В 1865 году, насмотревшись на успех ряда компаний по производству бумаги в Финляндии и Германии, инженер и изобретатель Фредрик Идестам и его товарищ Леопольд Мехелин взяли в банке ссуду и построили на реке Нокиа свой собственный деревообрабатывающий завод.
Ну а после внедрения ряда передовых решений в производстве заводик начал расти, качество тоже, и постепенно вокруг производства выстроилось внушительное поселение.
Когда в начале XX века Идестам отошёл от дел и бразды правления Nokia перешли к Мехелину, начался новый, бурный этап освоения бизнесов. Помимо производства бумаги Nokia стала заниматься выработкой электроэнергии — раз уж всё равно используется сила реки.
Продавать электроэнергию стали соседям — фабрике Finnish Rubber Works, да так успешно продавали, что она в 1922 году стала принадлежать компании Nokia. Можно попробовать провести параллель с днём сегодняшним и то, что с Nokia сделала Microsoft, считать маленькой исторической местью за резинотехническую компанию столетней давности. Впрочем, изготовление изделий из резины под крылом Nokia цвело на протяжении восьми десятков лет, за это время выпускалась и обувь, и медицинские изделия, и противогазы, и автомобильные шины.
В то же время Nokia начала поставлять свои уже продукты из резины компании Finnish Cable Works. Для производства телеграфных и прочих проводов быстрорастущей сфере требовались поставки внушительного количества резины для оплёток и прочих нужд, и Nokia с этим успешно справлялась. Даже более чем успешно — Finnish Cable Works также перешла под крыло некогда местечкового производителя бумаги. Впрочем, до 1967 года эти компании находились юридически в разрозненном состоянии, став единым целым. В тех же шестидесятых годах XX века подразделение Nokia по работе с электроникой, выделенное из Finnish Cable Works, начало научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области уже более высоких технологий — время диктовало свои условия, и заняться пришлось полупроводниками и смежными областями. Такая быстрая и смелая смена ориентации в бизнесе ещё не раз сослужит компании добрую службу. И к 1969 году компании удалось явить миру первое 30-канальное оборудование импульсно-кодовой модуляции, или PCM, ставшее международным стандартом. Именно это технологическое решение предлагает метод перевода обычного аудиосигнала в цифровой вид. Практически все виды аналоговых данных используют для оцифровки сигналов PCM. Так что первая заслуга «Nokia нового времени» — революция на рынке, в первую очередь звуковом. Nokia выпустила и первую цифровую АТС, DX 200. Размеры Nokia DX 200 были, конечно, внушительными, но судя по обилию фанатских сайтов и инструкций в Сети — да-да, у этой АТС есть фанаты по всему миру — достойно оно внимания и по сей день.
К концу семидесятых Кари Каирамо, очередной директор Nokia, принимает решение практически все силы бросить на завоевание западных рынков, где бушевал бум потребительской электроники, компьютеров и мультимедийных развлечений. Nokia поступила привычным для себя способом: купила ещё пару фирм, специализировавшихся на сборке компьютеров и телевизоров. Впрочем, просуществовала эта часть бизнеса не очень долго — уже в 1988 году начался отказ от устаревших профилей компании, и шины с телевизорами канули в небытие в составе компании, хотя мониторы ещё лет 6-7 пользовались весьма высокой популярностью, а приложение Nokia Monitor Test — и того дольше. Высокие финские стандарты…
Правда, Nokia было куда уходить. Заметной вехой на этом «пути отступления» стоит считать 1979 год: Nokia объединила зачатки своего телекоммуникационного подразделения с Salora, компанией, с которой они вместе на протяжении десятка лет работали над технологиями высокочастотного радиовещания и создали сотовую сеть ARP для автомобильных телефонов. Совместное предприятие назвали Mobira. С середины восьмидесятых компания успешно занималась созданием телефонов популярного стандарта NMT, и одним из первых стал Nokia Talkman, известный также как Mobira Talkman. Вид он имел внушительный, весил порядка 5 килограммов, но и предназначался в первую очередь для установки в автомобиль. Для своего времени он был весьма прогрессивным.
А вот через три года вышел уже Nokia Cityman, весом под 750 граммов, вполне себе персональный телефон, который можно было без излишних мучений носить с собой. Нет, конечно, он больше походил на оружие самообороны, но от формфактора ядерного чемоданчика ушёл уже довольно далеко.
Но в компании уже брезжил свет нового технологического маяка: в 1990 году был разработан и принят международный стандарт для мобильной цифровой телефонии, GSM. Nokia, которая снаружи могла показаться неторопливым гигантом, уже в 1991 году создала и представила первый телефон с GSM. Первый звонок с него, к слову, был произведён в собственной сотовой сети компании. К 1992 году было отсечено и реструктуризировано всё, что можно было отсечь и реструктуризировать. Вышел Nokia 1011, первый в мире цифровой мобильный телефон для сетей GSM. Первый ЦОД для работы с SMS в Европе — это тоже Nokia. А дальше всё пошло по накатанной, и по миру пошла распространяться знаменитая и поныне Nokia Tune вкупе со слоганом Connecting People.
Представитель Nokia 2100 1994 модельного года был продан общим тиражом в 20 миллионов штук, хотя успехом для Nokia ставили тираж в полмиллиона. Телефон был создан в версиях для всех появившихся к этому времени стандартов связи — так началось покорение рынков Китая, Японии, США (впрочем, там занять Самое Важное Место На Рынке компании не удалось, поскольку была в фаворе Motorola). Ну а первый китайский завод компании появился в 1995 году.
«Лихие» для компании 1996-1999 годы запомнились миру выходом ряда культовых устройств, из которых особняком стоит Nokia 9000 Communicator. Отличительной его особенностью стали внушительный по тем временам монохромный экран, QWERTY-клавиатура и операционная система GEOS. Работал Communicator на базе процессора Intel х86 с частотой 24 МГц и имел и 8 мегабайт памяти. Устройство породило целую линейку умных устройств с одноименным индексом Communicator.
Также нельзя не упомянуть и ещё один телефон этих времён — культовый «банан» Nokia 8110. Оба этих устройства в истории Nokia отметились ещё и ролями в кино: с коммуникатором зрители широких экранов могли познакомиться в фильме «Святой», а с псевдослайдером — в «Матрице». Правда, быстрооткидным флипом оснастили только телефон Нео, пользователям же пришлось сдвигать крышку вручную.
На конец девяностых же пришлось и полноценное становление серии 3, в которой самым культовым устройством, пожалуй, стала 3310, которая разошлась по планете в десятке модификаций тиражом под 130 миллионов экземпляров и поминается тёплым словом до сих пор. Её предшественник, 3210, получил, как ни странно, ещё большую популярность и населил планету 160 миллионами своих клонов. Сменные панельки и агрессивная реклама с позиционированием для молодёжной среды сделали своё дело. К слову, сменные панельки — это тоже детище Nokia.
И — снова 1999 год: Nokia начинает внедрение протокола WAP. Новые технологии — новые телефоны. Двигателем нового протокола стала Nokia 7110. Впрочем, «чистый» WAP долго не протянул — сдался под напором GPRS, который Nokia, впрочем, внедряла тоже очень активно. Все эти действия привели к тому, что у финской компании в руках было сосредоточено 40 процентов рынка персональных сотовых терминалов. В 2001 году Nokia с успехом начинает продвижение MMS. Фото, видео и аудио по GPRS-каналам летали весьма активно и принесли разным контент-провайдерам не одну сотню миллионов прибыли. В 2002 году вышел первый смартфон Nokia – слайдер 7650 под управлением Symbian OS. Также этому смартфону стоит приписать и звание первого камерофона компании. Железный N91 с жестким диском для фанатов музыки, N90 с поворотной камерой — для начинающих тогда ещё мобилографов и средненький по всем этим пунктам N70 переродились во множество становившихся сразу же популярными устройств. При достаточно высокой цене в своём классе каждое из этих устройств становилось хитом, и так продолжалось несколько лет. Благо инженеры Nokia хлеб свой кушали не зря и создавали, например, такие устройства, как двусторонний мультимедийный слайдер N95.
Про бюджетный сегмент финны не забывали никогда, и это сказалось на том, что самым продаваемым телефоном в мире до сих пор остаётся 1100 — более 250 миллионов штук с 2003 по 2009 год осели в карманах пользователей, да так у ряда людей там и остались. Пусть и не такой головокружительный, но всё же заметный успех получили и модели 1280 и 1105 — при максимально низкой цене они давали пользователю всё самое необходимое. А вот если хотелось потратить деньги на имидж — тут к услугам взыскательного потребителя были седьмая и восьмая. В ней бал правили слайдеры. Да какие… Титановые корпуса, стальные корпуса, дорогая упаковка. Пусть они и соседствовали с не всегда передовым железом, но это для покупателей титановой 8910 не имело ни малейшего значения. И для поклонника культа 8800 во всех её проявлениях было абсолютно всё равно, что там за камера в аппарате, когда он делает такой сочный «клац-клац» этим самым слайдером… Вплоть до 8800 Arte/Carbon Arte эти телефоны стабильно сметались с полок при цене, заходившей за полторы-две тысячи долларов в зависимости от версии.
Если денег было больше, заметно больше, то тут уже дочерняя Vertu готова была предоставить варианты с кожей, драгметаллами и разного рода сапфирами-топазами. Благо Франк Нуово — дизайнер от бога (по крайней мере для той ниши, в которой были популярны те самые Vertu). К сожалению, эпоха потрясений заставила материнскую компанию от люксовой дочки отказаться, но сама Vertu жива и поныне…
Не боялась Nokia экспериментировать и с дизайном, и с функциональной стороной формфакторов смартфонов. Разнообразные слайдеры, ротэйторы, вращающиеся в разных направлениях раскладушки, цифровые кнопки по бокам экрана — всё это в изобилии сходило со стапелей множества лабораторий, а затем и заводов компании. Запас прочности казался огромным, а пользовательский кредит доверия — бесконечным. Во многом этому способствовала чёткая разграниченность линейки и строгая приверженность индексации модельного ряда. С начала девяностых пользователи знали, что единички и двойки — бюджетный сегмент, тройки — молодёжно-бюджетный, пятёрки — либо защищённые, либо продвинутые аппараты (Nokia 5510). Шесть — умные, семь — красивые, восемь — если денег было больше, чем можно было купить в серии на 7. Девятитысячная — коммуникаторы.
N- и E-серии стали столь же понятными — медиа и бизнес соответственно. Далее компании оставалось только следовать этому неймингу, хотя впоследствии серию E упразднили, переведя «профессиональные решения» в девяностую серию N-линейки. Пользователь всегда знал, что ему купить, и не терялся в именах и других индексах, если они не совпадали с привычной парадигмой индексации Nokia.
Symbian для сенсорных устройств — если не брать в расчёт тормозной 7710 — воплотилась в модели Nokia 5800. Но было уже поздно: несмотря на активнейший пиар, устройство не смогло тягаться с вошедшими в фавор Android и iPhone, хотя с точки зрения технологий было интересным. Все последующие попытки создать модный сенсорный смартфон, по сути, ни к чему не привели. Да, и сейчас можно встретить людей с упрощёнными 5800, но это были скорее инерционные покупки, привычка к имени, которая постепенно сходила на нет.
2010 год в компании многими фанатами Nokia считается чёрным: на должность исполнительного директора финской компании был назначен Стивен Элоп, выходец из компании Microsoft. Правда, тогда же на рынок поступил Nokia N8 с обновлённой Symbian 3, но это была уже лебединая песнь Symbian.
С приходом Элопа Nokia жёстко сменила направление смартфоностроительного сегмента в сторону Windows Phone — Symbian и MeeGo были по сути объявлены вне закона. Последним смартфоном на Symbian Belle стала Nokia 808 — смартфон с камерой в 41 мегапиксель. Это позволяло либо получать возможность обрезать кадр без особых потерь в качестве, либо значительно повышать качество снимка за счёт программного «объединения» соседних пикселей. Позднее в Nokia Lumia 1020 повторили опыт применения такого же сенсора, носившего имя PureView. В итоге этим именем окрестили все современные камеры в смартфонах Lumia старшего класса.
Доля Nokia на рынке смартфонов упала с 30 процентов до 3 за три года, что, само собой, уронило цену на компанию во много-много раз, сделав её выгодной целью для поглощения… С одной стороны, нельзя сказать, что во всём виноват Стивен «Разрушитель» Элоп — Symbian свой век отживал, и держаться за него было равносильно самоубийству. Но вот то, что перспективные наработки из области MeeGo были похоронены (хотя и небезуспешно переродились под знамёнами Samsung в Tizen), а в сторону Android не было сделано ни единого шага (Nokia X не в счёт — это уже странные поделки времён Microsoft) — в этом есть вина ставленника Microsoft, как ни крути.
В итоге в первых числах сентября 2013 года Microsoft выкупила структурное подразделение Nokia, занимавшееся производством сотовых телефонов и прочих мобильных устройств. Стоит, пожалуй, лишь отметить, что, кроме Lumia 1020, значимых устройств, к сожалению, за это время так и не вышло на операционной системе из Редмонда, хотя идей и шансов было действительно много. Впрочем, доля компании на рынке смартфонов низшей ценовой категории была весьма неплохой за счёт дотаций со стороны редмондского гиганта.
Microsoft сейчас уже отказалась от бренда Nokia и выпускает смартфоны под маркой Microsoft Lumia. Но в 2016 году истекает исключительное право Microsoft на использование бренда Nokia для смартфонов. И это может дать старт новой эпохе.
Сейчас та Nokia, что осталась в Финляндии, продолжает искать свои пути развития. Первым из них стало, по сути, лицензирование «своего доброго имени» той же компании Foxconn. Плодом этого союза стало появление планшета Nokia N1, с которым вы можете познакомиться в обзоре наших коллег из AndroidInsider.ru. Пусть и запоздалый, но выход на Android-рынок должен вернуть компании былую славу.
Вторым направлением подразделения Nokia Technologies дня сегодняшнего стала виртуальная реальность, свежая ниша — то, что всегда выручало компанию в трудные времена. Первой ласточкой стала (или должна стать) камера Nokia OZO, весьма интересный продукт, созданный для создателей трёхмерного контента для новомодных Oculus Rift, Samsung Gear VR, HTC Re Vive, Google CardBoard и массы других приспособлений, которыми сейчас так интересуются все адепты высоких технологий. Ну а вдруг?
Второй же структурный сегмент корпорации сосредоточен на сфере B2B: Nokia приобрела Alcatel-Lucent за 15,6 млрд евро и стала единоличным владельцем подразделения Networks. По сути, на европейском рынке конкурентом компании в этой нише остаётся лишь другой исторически весьма любопытный игрок — Ericsson. Надеемся, и до него в нашем цикле дойдут руки.
А вот от картографического сервиса Nokia Here компания предпочла избавиться. Да, в своё время на приобретение Navteq и создание качественной навигационной экосистемы было потрачено более 10 миллиардов долларов (включая 8 миллиардов за сам Navteq), но группе немецких автоконцернов всё это картографическое великолепие достанется за 2,5 миллиарда. Тяжелые времена сказались и на этом.
К счастью, история Nokia на этом не закончена, но закончен наш исторический экскурс в неё. Спасибо за внимание, делитесь с нами своими воспоминаниями, мнениями и, само собой, своими предложениями: какую компанию с исторической точки зрения следует нам рассмотреть в следующих выпусках.
Взято с hi-news.ru
История NOKIA: 3 комментария