С появлением на рынке четвертого мобильного оператора – Free Mobile – другие компании местной “большой тройки” вынуждены были пересмотреть свою ценовую политику, а вот MVNO-операторам, работающим на их сетях, будет сложно последовать их примеру. Речь идет о таких компаниях как Virgin Mobile, NRJ Mobile и La Poste.
Операторов уже обязали предоставлять свою инфраструктуру для сетей 4G “виртуалам”, однако антимонопольному ведомству Франции этого недостаточно. Там считают, что предоставлять услуги связи четвертого поколения MVNO-операторы должны на тех же условиях, что и обычные.
“Несмотря на ряд позитивных регуляторных инициатив, вопрос их практического применения в России для поощрения бизнес-модели MVNO остается открытым, — отмечают в компании Tele2, имеющей опыт работы в качестве виртуального оператора. — Формально нормативная база для MVNO есть, но существующий режим MVNO оставляет возможность действующему оператору отказать в доступе к сети виртуальному оператору”. По этой причине, как отмечают в компании, бизнес-модель MVNO до сих пор остается практически неиспользуемой в России.
“Безусловную важность представляет наиболее активное внедрение механизмов антимонопольного регулирования в части обеспечения равного, недискриминационного доступа к ресурсу, доступному к совместному использованию в рамках бизнес-модели MVNO”, — подчеркивают в Tele2. В отсутствие этих механизмов рынок MVNO в России не имеет значительных перспектив, и вся MVNO-активность будет сводиться к обмену инфраструктурными позициями и частотным ресурсом между крупнейшими игроками, полагают в компании.
По словам руководителя департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталия Солонина, в России, в отличие от Франции, рынок MVNO находится в зачаточном состоянии, а условия использования сетей виртуальными операторами определяются договорными отношениями между основным мобильным оператором и виртуальным. Регулятор же в эти процессы пока практически не вмешивается. По словам эксперта, MVNO-проекты реализуются в России в подавляющем большинстве случаев между “родственными” компаниями, “такими как “Ростелеком” и “Скайлинк” или “МегаФон” и “Скартел”. “Для конкурирующих компаний инфраструктурный оператор может, например, выставить “заградительные тарифы”, что собственно и произошло в LTE-проекте”, — напоминает аналитик. Он полагает, что должно пройти время, чтобы рынок MVNO в России пришел в более цивилизованное состояние, и здесь, прежде всего, должна быть видна роль регулятора.
Как отмечает руководитель ИАА “Telecom Daily” Денис Кусков, сотовые операторы в России уже не хотят создавать себе конкурентов и все ниши уже давно заняты. Поэтому развиваются в основном лишь кобрендинговые проекты: «А-мобайл», «Алло», «Зенит Мобайл» и другие. «То, что предлагается во Франции, делает рынок еще более конкурентным, но надо понимать, что сотовые операторы вкладывали большие инвестиции в инфраструктуры, и предоставлять это бесплатно тоже неправильно», — говорит эксперт. По его мнению, нужно, чтобы цену определял рынок, а не заградительные тарифы операторов.
“Довольно долгое время развитие MVNO в России сдерживало отсутствие номерной емкости, но в конце 2011 года эти сложности были преодолены”, — напоминает аналитик “Финам Менеджмент” Анна Зайцева. Основное конкурентное преимуществом MVNO, по ее словам, это именно агрессивная ценовая политика. “Мы полагаем, что в целом сектор MVNO располагает значительными перспективами роста. На западных рынках на долю виртуальных операторов приходится в среднем около 10-15% рынка, в России – пока меньше 1%”, — отмечает аналитик.
“Мы также полагаем, что инициатива в части реализации проектов MVNO ближайшее время по аналогии с западной практикой может сместиться в сторону непрофильных компаний, прежде всего, ритейлеров-дискаунтеров, многие из которых уже имеют неплохие компетенции в этом бизнесе и планирует дальнейшее развитие”, — добавила Зайева. Определяющую роль здесь, по ее словам, играют каналы дистрибуции.
Ранее российская Федеральная антимонопольная служба уже рекомендовала ряду операторов предоставлять недискриминационный доступ к своей инфраструктуре компаниям, работающим по принципу MVNO. В частности, такие обязательства накладывались на компанию “Скартел” при объединении операторов связи «Мегафон» и «Скартел» в единый холдинг. В частности, «Скартел» предписывалось разработать и опубликовать условия использования виртуальными операторами связи инфраструктуры радиодоступа, а также предоставлять доступ к такой инфраструктуре на недискриминационных условиях при наличии технической и экономической возможности. ФАС также направила рекомендации в адрес компаний «Ростелеком» и «Основа Телеком», имеющих пригодные для LTE частоты.
Виртуальные операторы: свобода, равенство, братство: 3 комментария