Технологии и образование – варианты 2020

Мы неоднократно участвовали в подготовке стратегических документов для сферы образования. Это были и проектные работы, и наши инициативы. Когда мы в очередной раз столкнулись с необходимостью подготовить программу, учитывающую наиболее сильные технологические и социальные тренды, мы поняли, что нам необходим новый взгляд на будущее технологий в их связи с целями и задачами развития системы образования.

Поэтому было принято решение отказаться от нашей традиционной методологии и двигаться от целевого результата. Этим результатом и стал прогноз. Он описывает развития ситуации в сфере ИТ в системе образования к 2020 году.

К сожалению, а может и к счастью, прогноз учитывает и возможные негативные варианты развития, в частности, что будет, если ничего такого особенного не делать и положиться на инерцию. При подготовке прогноза мы рассматривали несколько имеющихся в нашем распоряжении официальных (и полуофициальных) ИТ-форсайтов и, конечно, не обошли вниманием материалы компании Gartner из серии «Hype Cycle». Это очень помогло в определении технологических трендов. Но главным инструментом в прогнозе стал, безусловно, анализ опыта нашей компании… ну и немного фантазии.

ПОЗИТИВНЫЙ ВАРИАНТ

Условия

Стабильность курса на технологическую модернизацию России. Относительная экономическая стабильность. Сохранение динамики и приоритетов бюджетного финансирования в сфере образования, науки и информационных технологий. Финансирование развития учреждений высшего профессионального образования (федеральных университетов и национальных исследовательских университетов) в запланированных объемах вплоть до 2016 года. Государственные инициативы по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства. Отсутствие государственных ограничений, негативно влияющих на развитие российской части сети Интернет.

Социальные сети

Все основные социальные сети интегрированы. Тематические сообщества и социальные проекты со сравнительно небольшой пользовательской аудиторией вовлечены в крупные сети как социально-тематические группы. Регистрация пользователя в одной сети автоматически обеспечивает возможность присутствия в других.

Спектр функциональных возможностей социальных медиа сместился от информационно-коммуникационных к функционально-прикладным. Основная масса новых приложений разрабатывается именно для соц. сетей. На их платформе реализованы традиционно офисные инструменты. Значительная часть соц. сетей поддерживает трехмерный формат представления информации (см. ниже).

Системы дистанционного обучения функционируют внутри социальных сетей и обеспечивают получение того же уровня квалификации, что и обучение в очном формате.

Развитие социальных медиа способствовало формированию сетевых групп национального масштаба, объединяющих пользователей по таким факторам, как гражданство, уровень образования, профессиональная принадлежность. На базе социальных медиа реализованы управление проектами, защита дипломов и диссертаций, абитуриентская кампания, поиск работы, хранение учебных и внеучебных достижений. До сих пор обсуждается возможность перевода в соц. сети всех процедур по контролю качества знаний, включая итоговое тестирование.

На базе социальных сетей организована часть сервисов федеральной контрактной системы (подготовка заказов и заявок, экспертиза, предварительный отбор участников, независимый контроль результатов). Значительная часть СМИ теперь функционирует как приложение для социальных сетей.

Контент

В системе профессионального образования произошла практически полная цифровизация контента. Традиционные бумажные учебные издания остались лишь на уровне начальной/средней школы, и главным образом в удаленных регионах, имеющих по-прежнему невысокий уровень доступа к сети.

Электронные библиотеки и цифровые библиотечные фонды крупных вузов интегрированы в единую систему.

Технологическая защита интеллектуальных прав на образовательный контент обеспечивается за счет функциональных возможностей персональных (мобильных) устройств. Вместе с тем, не удалось полностью победить цифровое пиратство.

Несколько успешных проектов по созданию в сети интеллектуальных сервисов обработки информации существенно изменили формы самостоятельной учебной работы и методы инициации, проведения, контроля научно-исследовательской деятельности.

Из-за развития поисковых сервисов тиражируемые «рефераты» давно потеряли свою актуальность, их сменили возможности генерации текстов научно-образовательного характера с высоким уровнем смысловой нагрузки. Это в свою очередь усложнило работу преподавателей в среде высшей школы, чиновников в сфере управления наукой и образованием.

Развитие технологий и повышение качества машинного перевода привело к интернационализации образовательного контента. В несколько раз увеличилось количество обращений российских пользователей к зарубежным ресурсам, вместе с тем, ухудшилось качество преподавания иностранных языков.

Электронные образовательные ресурсы, известные ранее как ЭОР нового поколения, эволюционировали до полноценных интерактивных электронных изданий с многоуровневым вариативным контентом. ЭОРы получили международное признание и стали практически незаменимым инструментом в секторе самостоятельной работы учащихся, вытеснив из этого сектора традиционные учебные пособия. Этому способствовало распространение качественного машинного перевода, открытость технологии ЭОР и появление в 2012 – 2014 годах новых средств и механизмов распространения образовательного контента.

Инфраструктура

В целом завершено создание опорной сети публичной облачной инфраструктуры. Эта инфраструктура возникла на базе интеграции в единую вычислительную среду центров обработки данных российских университетов и других крупных вузов. В публичную инфраструктуру были включены российские центры технологического превосходства, выделены вычислительные ресурсы нескольких российских и зарубежных компаний, имеющих лидирующие позиции в сфере информационных технологий и социальных медиа.

Значительная часть информационных массивов гражданского назначения «перекочевала» в публичную облачную инфраструктуру. В первую очередь это коснулось электронных портфолио, заменивших школьные дневники, аттестаты, дипломы, сертификаты и трудовые книжки.

В дополнение к учащимся, преподавателям, научным сотрудникам, наиболее крупную аудиторию потребителей вычислительных и телекоммуникационных ресурсов составили организации, предоставляющие услуги общего и профессионального образования.

Активно развивается рынок персональных (мобильных) устройств. Распространенные модели обеспечивают качественный автоматизированный перевод текстов и обработку аудио-видео информации (в т.ч. оцифровку речи и голосовое воспроизведение текста). Некоторые модели, поддерживающие трехмерный графический и объемный сенсорный интерфейсы, стали культовым явлением.

Уровень распространения подобных устройств среди учащихся зависит от ступени образования и масштабов деятельности образовательного учреждения. Для вузов этот показатель практически достиг 100% (в том числе за счет возможности арендовать подобные устройства в институтских библиотеках на весь период обучения).

Персональные электронные карты (учащихся), ставшие в период 2013-2016 одним из основных компонентов систем безопасности и систем учета учебных достижений, к 2020 году почти полностью выведены из обращения за счет развития функционала личных коммуникационных устройств.

Коллективные среды

Развитие социальных медиа, создание публичной инфраструктуры, снижение стоимости информационных и коммуникационных сервисов, совершенствование технологий отображения информации в формате 3D (в т.ч. появление проецирующих контактных пленок, снижение стоимости и повышение качественных характеристик гибких 3D-панелей) привели к широкому распространению в сети трехмерных синтезированных ресурсов.

Создание персональных 3D-ресурсов стало таким же обыденным явлением, как и создание web-сайтов в первом десятилетии 21-го века. Объемы операций с элементами 3D-контента превзошли объемы других видов сетевой коммерции, что позволило говорить о формировании сетевой 3D-экономики. Самыми распространенными и востребованными специальностями в сети наряду с модераторами сетевых сообществ стали 3D-дизайнеры и архитекторы.

Активно развиваются публичные 3D-пространства научно-образовательного и развлекательного характера. 3D-семинары распространенной практикой в среде высшей школы (дистанционное обучение) и для организации корпоративного обучения.

Социальные тренды

Попытки введения сетевой цензуры, предпринятые государственной властью в 2011 – 2012 годах, не смогли существенным образом ограничить свободное распространение информации. Вместе с тем, контент, ориентированный на детскую и молодежную аудиторию стал более безопасным из-за распространения механизмов социальной контент-фильтрации (контроль содержания осуществляется пользователями социальных сетей).

Совершенствование российского законодательства в части защиты объектов интеллектуальной собственности, тесное международное сотрудничество в этой сфере, либерализация ценовой политики и новые механизмы распространения легального контента, а также развитие поисковых инструментов, позволили практически полностью «очистить» от нелегального контента социальные сети. Существенно снизилось его распространение вне социальных сетей.

Благодаря возможностям удаленной работы (и развитию пользовательского интерфейса) в сеть были вовлечены социальные группы, находящиеся ранее за цифровой границей. Наиболее успешным примером преодоления цифрового неравенства следует считать масштабное привлечение к решению проблем современного общества таких социальных групп, как пенсионеры и лица с ограниченными возможностями по здоровью (патронаж, видеонаблюдение, дистанционное обучение, контент-фильтрация).

Игорь Хмельков    http://ibusiness.ru/

Технологии и образование – варианты 2020: 3 комментария

  1. Уведомление: where to buy psilocybin Denver​
  2. Уведомление: sunwin bid
  3. Уведомление: protein shake

Добавить комментарий

error: Вміст захищено!!!
Exit mobile version