Не вдаваясь в подробности, напомню: 14 октября 2010 года председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал Постановление №829 «О сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях», которым было официально предписано производителям и импортерам электронных устройств и носителей информации отчислять сбор в размере 1% от их цены в пользу некоей «организации по управлению авторскими и (или) смежными правами на коллективной основе, имеющей государственную аккредитацию на осуществление этой деятельности».
Свое право получить заветную аккредитацию отстаивали две структуры: Российское общество по смежным правам (РОСП) и Российский союз правообладателей (РСП, возглавляемый актером и режиссером Никитой Михалковым). В октябре прошлого года Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура; с 8 августа нынешнего года все функции этого ведомства перешли к Министерству культуры РФ) выдала аккредитацию РСП. И началось!.. РОСП оспорил решение Росохранкультуры, и суд первой инстанции удовлетворил иск, но Федеральная служба подала апелляцию и выиграла. Тогда РОСП направил кассационную жалобу, которая 9 августа рассматривалась Федеральным арбитражным судом. Суд подтвердил право и аккредитацию РСП.
Аналитики отмечают как невероятную активность, с которой РСП взялся за дело (только за первые два месяца работы ему удалось собрать около $2 млн. и договориться об отчислениях с российскими представительствами Fujifilm и Sony), так и абсолютную непрозрачность процедур администрирования собранных средств и отсутствие внятных комментариев руководства Союза относительно применяемых методик наблюдения за «воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».
Первыми на защиту интересов российского ит-бизнеса, фактически поставленного перед необходимостью увеличивать цену товаров, либо терять прибыль, поднялась Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ, объединяет свыше 100 российских и иностранных ит-компаний).
18 августа Ассоциация направила Обращение председателю подкомитета по технологическому развитию комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Илье Пономареву, в котором обратила внимание на то, что 829-е постановление противоречит действующему законодательству, устанавливая, по сути, налог, который должен вводиться федеральным законом, а не подзаконным актом.
Кроме того, постановление противоречит Таможенному кодексу РФ, в котором имеется норма, указывающая на то, что любая информация, полученная таможенными органами, такая как сведения об импортерах и номенклатуре и ценах товаров, может использоваться исключительно в таможенных целях (а не передаваться сторонней организации по управлению авторскими правами). Депутат Пономарев направил депутатские запросы главе Минфина Алексею Кудрину, министру юстиции Александру Коновалову и вице-премьеру Вячеславу Володину, предложив, в частности, создать межведомственную рабочую группу по подготовке новой редакции Постановления. Ответа на запрос пока нет.
А в своем позавчерашнем обращении к Правительству РФ, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники основной упор сделала на том, что многие из товарных позиций, перечисленных в Приложении к 829-у постановлению, фактически не могут быть использованы для целей копирования фонограмм и видео, например, «радиостанции приемо-передающие носимые, код ОКП 65 7140», «микротелефоны и гарнитуры микротелефонные, код ОКП 66 7330».
А наличие в Перечне позиции «носители информации прочие, код ОКП 40 8470» формально позволяет обложить данью вообще всех производителей и импортеров всего, чего угодно, от авиационных «черных ящиков» до чипов микроконтроллеров с ППЗУ. А ведь существуют еще медные и оптоволоконные линии и эфирные каналы, используемые для передачи звука и изображения, вероятно по чистой случайности, не попавшие в Перечень…
Директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов в интервью журналистам сообщил, что по заказу Ассоциации Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди 1,6 тыс. совершеннолетних россиян. Результат исследования: для копирования фонограмм и фильмов применяют компьютеры 24% респондентов, мобильные телефоны (15%), ноутбуки (9%), Mp3-плееры (5%); оставшаяся часть опрошенных (47%) вообще не занимается этой практикой. На основании этих данных РАТЭК требует исключить из Перечня телефоны с объемом памяти менее 1 Гб, все любительские фото- и видеокамеры, кинопроекторы, устройства для считывания микрофильмов/микрофишей, а также не обладающие функцией записи DVD-проигрыватели, радиоприемники и телевизоры.
Заслуживает внимания позиция фракции ЛДПР, которая подготовила и внесла в Думу законопроект об отмене сбора как неправомерного. По мнению либеральных демократов, если гражданин приобрел «правомерно обнародованное произведение и таким образом уже заплатил и автору, и исполнителю, и изготовителю», он не обязан ничего дополнительно им платить, а тот человек, который покупает оборудование и чистые носители не обязан платить за теоретическую возможность ими воспользоваться для записи чьих-то произведений.
Юрий Романов http://ibusiness.ru/
Бизнес отстаивает право не платить авторские отчисления с аппаратуры: 1 комментарий